вторник, марта 19, 2019

Хеджирование ценовых рисков

Павел Видов,
Начальник управления торговых операций
ЗАО «ФК «ИНТРАСТ»
www.intrast.ru
Тел. (495)956-06-11
e-mail: vidov@intrast.ru

Хеджирование ценовых рисков при помощи фьючерсных контрактов

Последние две недели рынок нефтепродуктов находился в относительном спокойствии, активность несколько снизилась и на срочном рынке. Поэтому сегодня нам бы хотелось поговорить о более фундаментальных вещах. А именно о концепции хеджирования ценовых рисков при помощи фьючерсных контрактов на нефтепродукты.  Термин хеджирование (hedge) происходит от староанглийского слова hecg, которое означает – ограда (живая или искусственная). Использование же этого термина в финансовом контексте, как страхование от убытков, относится еще к 17-му веку.  Концепция хеджирования заключается в поддержании баланса по обязательствам на наличном рынке (в нашем случае рынке нефтепродуктов) при помощи инструментов срочного рынка, чаще всего фьючерсов. Если ваша позиция сбалансирована при помощи этих финансовых инструментов, вы можете частично или полностью снять с себя риск изменения цены базового актива. Хеджирование в первую очередь позволяет получить определенность с будущими денежными потоками, что крайне важно для планирования финансовой деятельности компании и формирования ее бюджета с учетом имеющихся у нее постоянных затрат и инвестиционных планов.

            Итак, первичная цель хеджирования – страхование риска неблагоприятного изменения цен на нефтепродукты. Следует отдавать себе отчет в том, что хеджирование само по себе не направлено на получение дополнительной прибыли. Отдельно по одной из двух «ног» (базовому активу или фьючерсам) в итоге может получиться отрицательный финансовый результат. Поэтому важно рассматривать стратегию хеджирования именно как сумму финансовых результатов по фьючерсам  и базовому активу. Продавцы реального товара хеджируют риски путем продажи фьючерсных контрактов, а покупатели – путем их покупки. Для того чтобы ваша позиция была полностью застрахована от ценовых колебаний, суммарная позиция по фьючерсам и обязательствам по будущей поставке или закупке нефтепродуктов должна быть нулевой. То есть если вы планируете закупить в некоторый момент в будущем 1000 тонн бензина, то для того чтобы застраховать свои риски, необходимо купить 1000 фьючерсов на Регуляр-92. В этом случае, если цена на бензин вырастет, вы получите прибыль по фьючерсам, которая компенсирует дополнительные затраты, которые придется понести при закупке физического товара из-за роста его цены. В случае же падения цен на бензин за период обращения фьючерсного контракта, ваш финансовый результат на срочном рынке будет отрицательным, однако и реальные затраты на покупку нефтепродуктов снизятся на ту же величину. Таким образом, хеджирование в пропорции один к одному позволяет по факту зафиксировать для себя цену на нефтепродукт на период, не превышающий срок обращения соответствующего фьючерса, на уровне цены покупки или продажи фьючерса. Связка цены фьючерсов и базового актива на момент экспирации обеспечивается за счет того, что окончательная расчетная цена фьючерса на день его прекращения определяется исходя из сложившихся на этот момент индексов цен нефтепродуктов. В процессе обращения фьючерсов цена на них может несколько отличаться от текущих уровней цен спот-рынка и учитывать ожидания участников рынка, однако условия безарбитражности (то есть невозможности получения безрисковой прибыли) не дают им сильно разойтись.   

Необходимо помнить, что фьючерсные контракты можно покупать или продавать в любой момент времени, поэтому фактически вы никак не привязаны к сроку его жизни. Если необходимо закупить какой-либо нефтепродукт, скажем 15 мая, а в обращении находятся только июньские фьючерсы, вам необходимо не дожидаясь конца июня в день покупки физического товара просто продать имевшиеся у вас фьючерсы на бирже в объеме соответствующем количеству купленного топлива. Таким образом, ваша позиция всегда должна быть нейтральной к движению рынка.

Рассмотрим пример того, как нам следовало бы действовать, если бы мы были покупателем нефтепродуктов. Пусть нам требуется закупать 92-й бензин по 100 тонн в месяц в последний день месяца начиная с января 2013 года. В начале года мы можем установить бюджет на ГСМ на текущий год на уровне +2000 рублей к цене на начало января, то есть на уровне 31000 рублей за тонну. Конечно, мы могли бы заложить в бюджет и большую цену, ретроспективно понимая, что она к середине года выросла, однако в этом случае часть средств компании, которые можно было бы направить на развитие других направлений деятельности, была бы у нас автоматически заблокирована в бюджете. И если цена бы все же не выросла, эти средства пролежали бы мертвым грузом. В целом сложно себе представить компанию, которая бы стала планировать бюджет исходя из премии к текущим ценам на 30-40%. Итак, заложив 31000 рублей, мы видим, что первые шесть закупок мы находимся в  рамках (зеленые стрелки на графике), и цена не поднимается выше той, которую мы заложили. В общей сложности по отношению к бюджету мы выиграем за счет более низкой фактической цены 882500 рублей. А вот в августе произошел резкий рост цен на бензин, и мы перестаем вписываться в планируемые расходы (красные стрелки), причем довольно серьезно, ведь цена в моменте достигает более чем 37000 рублей за тонну. Суммарная переплата за последующие пять закупок достигнет 1795900 рублей. Такая ситуация может очень серьезно ударить по финансовому состоянию компании, поэтому нам хотелось бы ее избежать. Для этого нам потребуется захеджировать риск роста цен на Регуляр-92. Для простоты представим себе ситуацию, при которой у нас одновременно в обращении имеются фьючерсы с датами экспирации на март, июнь, сентябрь и декабрь 2013 года и их цена очень близка к цене первой мартовской серии. В общей сложности за год мы совершим 11 закупок по 100 тонн, поэтому нам нужно приобрести фьючерсы объемом 1100 тонн. Итак в начале января, мы покупаем 200 мартовских фьючерсов и по 300 фьючерсов в остальных трех сериях. При каждой фактической закупке бензина последнего числа каждого месяца, мы должны продавать по 100 фьючерсов в ближайшей на тот момент серии, таким образом сохраняя нулевой баланс между нашими будущими обязательствами и позициями по срочным контрактам. Из таблицы хорошо видно, что без хеджирования за год мы бы превысили бюджет более чем на 900 тыс. рублей. В свою очередь хеджирование фьючерсом позволило нам получить положительный финансовый результат в 959 тыс. руб. и тем самым компенсировать изменение цен на бензин. Безусловно, в первые шесть месяцев фьючерсы приносили бы нам убытки, однако вторая часть года с лихвой перекрыла бы все наши сожаления. Финансовый результат по срочному рынку и по фактическим закупкам в сумме дает нам практически ноль, что и показывает нашу ценовую нейтральность в течение года. Даже если бы цены и не выросли, и хеджирование дало бы нам сплошь минус, по крайней мере, мы бы были уверены в том, что цена закупок бензина не превысит наш бюджет и у нас в связи с этим не возникнет проблем. В конце концов, многие из нас из года в год покупают страховку на автомобиль, совсем не рассчитывая каждый год попадать в аварии. 

 

 

 

  Цена продажи фьючерса, руб. Цена покупки бензина, руб. Объем продажи, тонн Результат фьючерсы, руб. Закупки относительно бюджета, руб.
09.янв 30970        
31.янв 32120 30570 100 115000 43000
28.фев 31950 30995 100 98000 500
29.мар 29510 29336 100 -146000 166400
30.апр 30350 28422 100 -62000 257800
31.май 29080 28800 100 -189000 220000
28.июн 28920 29052 100 -205000 194800
31.июл 35660 36630 100 469000 -563000
30.авг 35990 36725 100 502000 -572500
30.сен 34920 34741 100 395000 -374100
31.окт 31050 33525 100 8000 -252500
29.ноя 30530 31226 100 -44000 -22600
20.дек 31150 31112 100 18000 -11200
           
Итого       959000 -913400

 

Анонс для заголовка: 
Последние две недели рынок нефтепродуктов находился в относительном спокойствии, активность несколько снизилась и на срочном рынке. Поэтому сегодня нам бы хотелось поговорить о более фундаментальных вещах.

Контактная информация

(495)956-06-11
(495)911-32-46
(495)956-06-22 Факс
Вы можете заказать консультацию специалиста.
Алексей 644819540
Адрес: 109004 Москва, ул. Александра Солженицына, д. 36, стр. 1
Посмотреть схему проезда.
Записаться на семинары
(495) 956-06-11
Адрес: 109004 Москва, ул. Александра Солженицына, д. 36, стр. 1
Вы также можете прислать заявку по электронной почте.